Первый лесопромышленный портал
Ico_home Ico_mail
Карта сайта
Компаний: 508
Оборудования: 1084
Объявлений: 19 +1
Торг.предложений: 0

О портале

Интернет-портал 1wood.ru – это специализированный ресурс, объединивший в себе информацию о Лесопромышленном комплексе России, а также компаниях и специалистах, работающих в нем.

Получит ли лесное хозяйство в 2011 году рекордную сумму на борьбу с лесными пожарами?

Icon_clock 04.02.2011 — Редакция портала

В 2011 году российское лесное хозяйство должно получить из федерального бюджета почти в полтора раза больше денег, чем в 2010 году - 33,2 миллиарда рублей. В наибольшей степени увеличиваются расходы на борьбу с лесными пожарами. Непосредственно на борьбу с пожарами (из состава субвенций) должно быть выделено примерно 3,7 млрд. рублей, и еще 5 млрд. рублей должны быть выделены на условиях софинансирования на приобретение новой пожарной техники. С учетом вклада субъектов общее финансирование борьбы с лесными пожарами должно составить порядка 10-12 миллиардов рублей, т.е. увеличиться по сравнению с предшествующим годом более чем вчетверо.

По этому поводу "Российские лесные вести" приводят слова заместителя руководителя Рослесхоза Е.С.Трунова о том, что "таких средств лесному хозяйству не выделялось на протяжении последних 20 лет".

Невольно возникает вопрос: так ли гладко все будет на самом деле, и действительно ли лесное хозяйство получит в 2011 году рекордную сумму денег на борьбу с лесными пожарами?

Для начала сравним общее финансирование лесного хозяйства в 2007 году (это был последний год перед разделением лесхозов на "управляющую" и "хозяйствующую" части) и планируемое финансирование в 2011 году, в соответствии с законом о федеральном бюджете. Номинальные расходы федерального бюджета на лесное хозяйство за это время почти утроились - с 12,0 млрд. рублей в 2007 году до 33,2 млрд. рублей в 2011 году.

Однако, в 2007 году лесное хозяйство лишь на треть финансировалось за счет федерального бюджета. Почти на две трети расходы на лесное хозяйство покрывались за счет собственных средств лесхозов (доходов от осуществления хозяйственной деятельности). В 2007 году расходы на лесное хозяйство из всех источников составили 36,7 млрд. рублей. С учетом инфляции за четыре года, эта сумма эквивалентна 55,1 млрд. рублей в 2011 году - что намного больше суммарного объема финансирования из федерального бюджета.

Таким образом, чтобы просто выйти на уровень финансирования 2007 года (а это был далеко не самый благополучный год в истории российского лесного хозяйства - уже сказывалось разрушительное влияние нового лесного законодательства, да и последствия предыдущих "реформ" никуда не делись), лесному хозяйству надо насобирать из других источников около 22 миллиардов рублей. Шансов на это у него нет - доходы от собственной хозяйственной деятельности даже у выживших лесхозов резко упали, да и ожидающееся софинансирование из бюджетов субъектов РФ составит не более пяти миллиардов рублей, к тому же частично "натурой", а не живыми деньгами. Даже при наилучшем (маловероятном) развитии ситуации финансирование лесного хозяйства из иных (кроме федерального бюджета) источников не может превысить 10 млрд. рублей, т.е. в 2011 году лесное хозяйство заведомо не сможет выйти по финансированию даже на уровень четырехлетней давности.

Сравнить средства, которыми располагало лесное хозяйство на борьбу с лесными пожарами в 2007 и 2011 г.г., в полной мере не представляется возможным из-за слишком разных систем финансирования. Однако, совершенно очевидно, что структура средств, которыми располагает лесное хозяйство, с точки зрения финансирования борьбы с лесными пожарами изменилась самым неблагоприятным образом.

В 2007 году практически все "собственные средства" лесного хозяйства, и основная часть средств, получаемых из федерального бюджета, шли лесхозам, Авиалесоохране и другим структурам, которые обеспечивали охрану лесов от пожаров и тушение пожаров. На эти средства содержался штат лесников и других работников леса, обеспечивавших при необходимости борьбу с огнем, а также приобретались техника и оборудование. В 2007 году, а тем более в предшествующие годы, лесохозяйственные организации все еще могли достаточно свободно распоряжаться своими средствами, в том числе оперативно использовать их для борьбы с пожарами.

В 2011 году основная часть средств, выделяемых из федерального бюджета, неизбежно будет потрачена на содержание "управляющих" структур, которые теоретически (согласно действующему законодательству) хозяйственной деятельностью, в том числе направленной на борьбу с лесными пожарами, заниматься вообще не должны. Оставшиеся деньги будут потрачены на заключение контрактов на охрану, защиту и воспроизводство лесов, и контрактов на тушение лесных пожаров (в основном это будут отдельные контракты с разными организациями). Таким образом, основная часть средств, выделяющихся на лесное хозяйство, будет потрачена на деятельность организаций, не имеющих, по крайней мере формально, отношения к тушению лесных пожаров - при этом формальная возможность оперативного перераспределения сил и средств между разными лесными организациями действующим законодательством не предусматривается.

Кроме того, за прошедшие четыре года лесное хозяйство понесло значительные материальные потери - были утрачены при "реформах" или пришли в упадок противопожарное оборудование и техника, которые практически не обновлялись за эти годы. Полуживую отрасль покинули многие специалисты, в том числе высококвалифицированные, на профессиональную подготовку которых были затрачены огромные средства. Общее количество людей, занятых в лесном хозяйстве, сократилось примерно втрое (т.е. как минимум на 120-130 тысяч человек) - т.е. для борьбы с лесными пожарами в критической ситуации людей надо будет привлекать со стороны, на что неизбежно потребуются дополнительные затраты.

К сожалению, провести более точное сравнение 2011 года с предшествующими годами пока не представляется возможным - просто не хватает исходных данных. Но даже приведенные выше очень приблизительные оценки показывают, что ситуация с финансированием борьбы с лесными пожарами в 2011 году будет значительно менее благоприятной, чем в 2007 году и тем более в годы, предшествовавшие введению нового Лесного кодекса.

Последние новости из рубрики    Все новости

18.04.2024
Рослесхоз отменил приказ Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области о согласовании аренды лесного участка
18.04.2024
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 18.04.2024
16.04.2024
Рослесхоз: в 7 регионах России увеличилась покрытая лесом площадь в 2023 году
12.04.2024
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 12.04.2024
09.04.2024
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 09.04.2024